Немало бесстрашия
Руководитель дизайн-бюро Veranda Анна Давыдова о готовности сделать значимый для города проект и о том, почему порой полезно умерить темп и собственные амбиции
Дизайн-бюро Veranda открылось в сентябре 2016 года. В портфеле Veranda – офисы крупных компаний, дизайн жилых и общественных помещений, многочисленные проекты по озеленению и ландшафту. Перед интервью руководитель бюро, дизайнер Анна Давыдова признается: за последние три года подниматься на борт самолета для нее стало привычнее, чем заходить домой. Но хочется это изменить.
– Анна, как получилось, что в Москве вас знают лучше, чем в Калининграде?
– Для дизайнера успешный проект, связанный с общественными пространствами, – лучшая визитная карточка. Первым московским проектом Veranda был крупный офис, после сработало сарафанное радио: посетители офиса видели нашу работу, и если она привлекала их внимание, брали контакты и не боялись обратиться, узнав, что бюро из Калининграда. Сотрудничеству с клиентами из Москвы или Петербурга всегда предшествует долгое объяснение, что коммуникация будет непростой. Приглашая дизайнера из другого города, нужно быть готовым к тому, что он не будет находиться рядом с вами круглосуточно, перелеты занимают время, возможны задержки. Часто приходится отговаривать потенциальных заказчиков, особенно если речь идет о частном интерьере, рассказывать о прекрасных коллегах, которые, в отличие от нас, живут с ними в одном городе.
– Не страшно отказываться от проектов?
– Напротив, я боюсь, что их станет больше, и мы не сможем все успеть, иной раз вздрагиваю, когда звонит телефон (улыбается). В нашей работе очень важны доверительные отношения. Говорят, человеку требуется пара секунд, чтобы сформировать впечатление о собеседнике. Потенциальные клиенты, как правило, приходят на встречу с определенным представлением – они видели работы, им близки используемые приемы. Сработаетесь ли вы, становится понятно очень быстро. Будто бы перед тобой чаша весов: с одной стороны – личность заказчика, с другой – проект. Если обе чаши находятся приблизительно на одном уровне, ты понимаешь, что вы с клиентом сможете услышать друг друга, и что получится из этого проекта. Если нет – лучше отказаться.
– Какие из своих проектов можете назвать знаковыми?
– Сейчас таким проектом, и единственным, для которого я сделала исключение во время декрета, стал детский сад для детей с особенностями развития. Мне близка эта тема: некоторое время назад мы со старшим сыном посещали подобные учреждения, известные европейские клиники и реабилитационные центры. Все закончилось хорошо, но осталась такая насмотренность, что я интуитивно понимаю, как работать с подобными пространствами, и что из чего состоит. Тем не менее, перед тем как приступить к проекту, брала консультации у специалистов: убеждена, что это необходимо, даже если есть опыт. Знания не бывают лишними.
– Ваша команда много работает с офисами. Какие приемы помогают сделать так, чтобы там было комфортно находиться и сотрудникам, и гостям?
– Все зависит от того, с каким запросом приходят клиенты. Недавно к нам обратилась большая компания, где даже сотрудники из одного отдела не знают, как зовут друг друга. Запрос был таким: «Хотим, чтобы было уютно». Но представления об уюте у всех разные. Задача дизайнера в таком случае – не только понять заказчика, но и найти совпадения в ощущениях большинства сотрудников, благо мы говорим на одном языке, и есть сильные ассоциации со словом «уют», например «мягко и тепло». Если ты справишься, комфортно и уютно будет и директору, и коллективу, и гостям офиса.
Один из моих любимых приемов – мультиназначение. Мне нравится, когда пространство может трансформироваться под разные задачи. Например, владельцы детского сада хотят музыкальную зону и сцену – так почему бы не сделать их в одном помещении? Это гораздо лучше, чем пытаться уместить все и сразу в одном маленьком помещении, или, наоборот, делать много разных – большую часть времени они пустуют вместо того, чтобы работать. Хочется делать больше подобных проектов, особенно в Калининграде, куда мы, можно сказать, основательно вернулись с командой Veranda.
– Почему решили вернуться?
– Когда долго в этой профессии, знаешь тайны и подводные камни, примерно понимаешь, куда придешь в результате. Можно уйти в предметный дизайн и начать собственное производство или остаться в этой гонке и пытаться удержаться на высоте. Хорошо помню свой первый стрессовый проект: практически без технического задания мы вдвоем с партнером делали перепланировку с переносом сантехнических узлов площадью 1000 квадратных метров. С момента первой встречи до того дня, когда сотрудники зашли и стали работать, прошло ровно два месяца. Люди со сверхамбициями испытывают во время таких проектов азарт. Мне самой нравилось бегать по стройкам, участвовать в монтаже: стоишь на площадке, кричишь в мегафон и думаешь: какая же я классная. Но через год-два-три это перестает приносить удовлетворение. Азарт быстро пропадает, а из-за недосыпа, нервов и неправильного питания тратишь все больше ресурсов, чтобы восстановить здоровье. Я считаю, что в определенный момент нужно запрещать самому себе работать в таком темпе и учиться сбрасывать контроль. У меня этот момент наступил, при этом количество проектов не убавилось, а цели по-прежнему грандиозные и смелые – просто теперь их достижение приносит намного меньше стресса. Калининград в этом отношении очень комфортный и удобный для жизни, и нам хочется быть причастным к его изменениям.
Когда долго в этой профессии, знаешь тайны и подводные камни, примерно понимаешь, куда придешь в результате. Можно уйти в предметный дизайн и начать собственное производство или остаться в этой гонке и пытаться удержаться на высоте
Офисы Kaliningrad Street Food, дизайн-бюро Veranda;
команда (слева направо): Виктория Агеева, Екатерина Бех, Анна Давыдова, Светлана Давыдова, Ювиналий Карпенко, Ольга Берестова
– Слышала, что до открытия бюро вы занимались дизайном общественных пространств в Калининграде. Это так?
– Да. К моменту открытия бюро я больше десяти лет работала оформителем, дизайнером, художником и декоратором. Вместе со Светланой (Давыдовой; сестра Анны, ландшафтный дизайнер, декоратор дизайн-бюро Veranda. – Ред.) мы делали декор и флористику для Дней города и прочих праздников, работали на открытии торгового центра «Европа», отеля Radisson и других крупных компаний в сфере HoReCa. Постепенно появились частные заказы, стали заниматься предметным декором, мебелью. По-прежнему украшаем кафедральный собор Христа Спасителя, сотрудничаем с Kaliningrad Street Food0+. Оглядываясь назад, понимаю, что в нас было немало бесстрашия – вдвоем браться за такие масштабные проекты. Тогда же это не казалось особенным – ты просто изготавливаешь одну 14‑метровую елку для Нового года, затем вторую, третью, и елка побольше тебя уже не страшит.
– Что именно вы делаете для фестиваля уличной еды Kaliningrad Street Food?
– Помогаем с выбором локации, продумываем концепцию и зонирование, изготавливаем декорации, стараемся каждый раз предложить что-то необычное. Это важный проект для города, поэтому мы вдвойне рады быть его частью. Один из любимых фестивалей, над которым работали, – под мостом на острове Канта. Использовать его как площадку было идеей Александра Исаева (руководитель проекта Kaliningrad Street Food. – Ред.), как именно – моей. Казалось бы, какие только мероприятия не проходили на острове прежде, но все избегали этот страшный бесхозный мост. Мы поступили наоборот и обратили на него внимание. Мне кажется, одна из главных задач дизайнера общественных пространств – показать горожанам привычные объекты с новой, неожиданной стороны. Любой мост – это не только конструкция, но и огромное пространство под ней. Рада, что сейчас там построили спортивную площадку, было бы обидно, если бы место с таким потенциалом оставалось пустым.
– Мне тогда показалось, что помогла погода: пошел дождь, гости фестиваля стали прятаться под мостом, а там и качели, и выставка, и стога сена, где можно отдохнуть.
– Это редкий случай, когда непредсказуемая калининградская погода и правда помогла. Любое массовое мероприятие – это, в первую очередь, история про безопасность. Работая, нужно думать как о красоте и фотогеничности декораций, так и о том, чтобы ничего не сломалось. Для одного из фестивалей мы сшили огромный гамбургер с огурцом, сыром и морковкой, где можно было лежать, накрывшись одеялом в виде листа салата. Классная идея, но когда пошел дождь, «гамбургер» стал мокрым и грязным – понятно, что никто из гостей не захотел на него садиться. Осталась всего одна фотография, а вот огурца мы и вовсе недосчитались.
Сотрудничество с Kaliningrad Street Food мне нравится тем, что каждый раз у нас есть возможность экспериментировать. Например, этим летом мы работали над новым стритфуд-проектом в Астрономическом бастионе: уникальное место, внутри которого сохранилась старая немецкая плитка Villeroy & Boch. К тому же у проекта отличная команда, которая берет все согласования на себя, благодаря чему мы занимаемся только творчеством.
– Расскажите, пожалуйста, о сотрудниках Veranda.
– У нас небольшая, но очень сплоченная команда, в которой четко распределены обязанности. В штате всего восемь человек – трудолюбивые, заряженные на новые проекты, которым без страха можно делегировать любые задачи, в чем я еще раз убедилась во время декрета. Также есть внештатные сотрудники, которые живут за пределами Калининграда. Это вынужденная мера: мы ведем много проектов дистанционно, а каждый раз доверять сложные замеры незнакомым людям – неправильно.
– В интернете очень мало информации о вас и тем более о ваших проектах. Почему вы не рассказываете о них в сети?
– Это принципиальная позиция. Тот же инстаграм, на мой взгляд, – аттракцион тщеславия, а мне никогда не хотелось быть его частью. У меня много работы, и я лучше посвящу свободное время семье, образованию и путешествиям, чем потрачу его на социальные сети.
– В единственном интервью, которое я смогла найти в интернете, вы рассказывали о сове, которая живет в вашем офисе.
– Однажды мы случайно купили очень красивую клетку с широкими прутьями. Пустой ее не оставишь, стали выбирать будущего жителя. О решении взять сову пожалели почти сразу – совершенно не совпали с ритмом, в котором комфортно птице. Мы брали ее на время у заводчика, чтобы понять, справимся или нет, и решили не оставлять.
– А как присутствие птиц и животных в офисе, что встречается все чаще, влияет на его дизайн-проект?
– У меня еще не было заказчиков с животными, но встречались другие факторы, которые вносили коррективы. Однажды мы рассаживали сотрудников по знаку зодиака, а чтобы разделить пространство в одном оупенспейсе с высокими потолками, изготовили стеллажи: снизу ниша для хранения, наверху – живые растения с автополивом. Когда стеллажи были расставлены, выяснилось, что у руководителя отдела аллергия на землю. Генеральный директор компании, рассказывая об этом, смеялся сам, проблему же решили с помощью стабилизированных растений. Нужно быть всегда готовым к нестандартным просьбам и ситуациям. Есть масса вещей, которые невозможно предугадать, несмотря на внушительный опыт в этой сфере, но именно они делают нашу работу интереснее.
Софья Сараева
Фотографии из архива Анны Давыдовой