время без гаджетов — общаются, сами выбирают, чем заняться. Ловим тренды.
Во время таких поездок у нас получается узнать их истинные интересы. Важно выделять время для этих наблюдений. К сожалению, этого не хватает в школах, но такова система: сложно что-либо сделать.
В нашем коллективе принято действовать мягко. Моя команда — это не только прекрасные педагоги, но и интересные, умные и добрые люди, которые понимают, насколько важным делом мы занимаемся. Я им всем очень благодарна за вклад в этот проект.
— Родители участвуют в жизни «Академии Гениев»?
— Конечно, мы тут не одни, с нами родители. Нет такой истории: «Вот вам ребёнок, верните его в 18 лет с правильными ценностями и с большой зарплатой».
На защиту проектов обязательно зовём родителей: ребёнку важно, чтобы им гордились. Понимание есть у всех сторон процесса — к нам ходят поколениями: с младшими детьми, бабушками и дедушками.
В общем, всё, что касается гибкого, но сбалансированного подхода в общении с детьми, — это наша ключевая компетенция.
— В этом году страна отмечает 75 лет Победы в Великой Отечественной войне, как вы к этому относитесь? Не настало ли время появления у страны других идей?
— Мои сотрудники ответили так же, когда я задала им этот вопрос. Они примерно ваши ровесники. Тогда я поняла, что существует огромная пропасть в головах нескольких поколений. Безусловно, вы имеете право думать, как считаете нужным, но мне кажется, что мы просто неправильно рассказываем эту историю детям. Нужно обязательно передать следующему поколению базовые ценности нашего народа — любовь к родителям, детям, Родине, героизм, мужество. В марте, на каникулах (с 23 по 27 марта), у нас начинается весенняя смена, она будет называться «Герои Великой Победы»6+, и мы будем на понятном детям языке рассказывать об истории страны, о людях, совершивших огромный подвиг. Планируем создать модели военной техники, которая помогла России одержать победу, запрограммировать их и устроить небольшую реконструкцию или сделать тематическую компьютерную игру. В реализации этого проекта нам будет помогать потрясающая, прогрессивная библиотека имени Чехова.
— В своих интервью вы говорили, что в первые месяцы вам было довольно тяжело презентовать «Академию Гениев» в школах. Возможно, часто предубеждение складывается из-за того, что дети загружены не меньше, чем их родители.
— К сожалению, сейчас загружены все — и дети, и родители. Не каждый родитель в этой гонке за жизнь остановится и подумает, что для ребёнка важно. Вроде всё и так в порядке — в школе полно предметов, а ещё музыкальная школа и какое-нибудь айкидо. Часто родители так и говорят: «Мой ребёнок очень хочет к вам, но я не представляю, как вставить «Академию Гениев» в наше расписание». Хочу сказать, что выбирать занятия для ребёнка нужно, учитывая его желания. По-хорошему, время должно быть на всё: и на футбол, и на программирование, и в потолок потупить. Когда ребёнок просто хочет развиваться, нельзя говорить ему «нет», надо уметь его слушать.
Ещё одна, пожалуй, важная вещь — нужно давать детям возможность решать реальные проблемы и не придумывать проекты, которые ничего не значат, а на деле — сплошная профанация и симуляция. Ребёнок один раз поучаствует в создании какой-нибудь «программы действий по реконструкции коммуникации» — это я просто пять слов рядом поставила для примера, — ничего не поймёт, но запомнит, что можно заниматься ерундой и получать за это бонусы. Мы проводим для школьников хакатоны, во время которых ставим реальные задачи из реального мира. Вот, например, у областной библиотеки есть проблема оцифровки системы выдачи книг на руки. Давайте её решим — разработаем приложение или другую систему. Или, например, как оператору вывоза мусора узнать, что контейнер во дворе переполнен и за ним пора отправлять машину? Дети могут разработать программу, дающую сигнал «пора вывозить». Когда решаем реальные проблемы из жизни, тогда ребёнок чувствует себя полезным, ему интересно, он развивается.