Детские принципы и гениальные технологии
Юлия Таранова считает, что IT — это суперсила, которая должна находиться в руках у людей с правильными ценностями. Формированием устойчивого морального компаса занимается «Академия Гениев» с помощью программирования, робототехники и электроники
— Где бы я ни читала об «Академии Гениев», везде написано, что это не просто кружок робототехники, программирования и электроники, а экосистема инженерно-технического творчества. Что за экосистема?
— Я долго думала, как правильно обозначить формат, в котором мы работаем. Ведь мы тут не только за партами сидим во внеклассное время, а организовываем проектные смены, соревнования, огромный фестиваль инженерно-технического творчества «Цифровое будущее России»6+, проводим tech talk*, техноквесты, слёты без гаджетов — у нас тут целая жизнь! На одном из акселераторов я услышала слово «экосистема» и поняла: вот же оно.
— Получается, вы создаёте вокруг ребёнка атмосферу, в которой он будет развиваться с помощью разных инструментов?
— Примерно так. Наша цель — воспитать поколение будущего. Важно, чтобы ребёнку было интересно, он чувствовал бы кайф от достижения результата, думал, придумывал, не боялся совершать ошибки, фантазировал. Мы всё время нацеливаем детей на созидание.
— У вас большое количество разных активностей и направлений.
— Разное: мы ползём, летаем, строим, но всё это делаем с использованием информационных технологий. Потому что когда дети вырастут, не останется ни одной профессии, где им не потребуются эти знания. Мы учим использовать IT как инструмент в любой сфере деятельности.
— Всё, что связано с цифровизацией, очень модно и является частью государственной повестки.
— Сейчас много говорят о цифровой трансформации бизнеса, когда используется цифровой след, оставленный человеком в сети. А мы все его оставляем: сюда заходил, тут зарегистрировался, там налоги оплатил, тут заработал. Главное — научиться правильно анализировать данные и принимать управленческие решения на основе этого анализа. Я всегда говорю: IT — это крутое и опасное оружие, оно должно быть в руках людей с нормальным моральным компасом. Единственное время в жизни человека, когда можно повлиять на его ценности, — детство. Научиться программированию можно в любом возрасте, но детям оно даётся проще. Что касается ценностей, есть только один шанс — детство. Это ещё одна причина, по которой я занялась проектом «Академия Гениев» — мы формируем ценности у детей.
— К вам приходят дети, имеющие способности к точным наукам?
— Я думаю, что уже не работает кардинальное разделение на гуманитариев и технарей. Наша задача — любого ребёнка научить информационным технологиям, базовый уровень — для всех. Он больше про умение думать, выстраивать логические цепочки, искать кратчайший путь достижения результата. Плюс любой человек не должен в ужасе избегать компьютера, большого количества данных или банальной электрической схемы.
— А как быть с неусидчивыми детьми?
— Хулиганов у нас нет, а вообще, активные ребята —творческие и клёвые. Для них подходят проектные смены, когда они могут творить в потоке движений. Когда у такого ребёнка фиксируется положительный опыт того, что он может что-то создать, его уже не остановить. И у него хватит на это терпения. Мы разрабатываем интереснейшие программы, например, концепция летних каникул «Великие изобретения»6+ — это семь смен «Летней школы»6+, когда ребёнок с 9.00 до 18.00 развивается и отдыхает у нас. Кстати, запись на лето уже идёт полным ходом.
— Пока я включала диктофон, вы несколько раз упомянули гибкость — насколько важно научить детей и самим быть готовым к изменениям. Мне кажется, это неотъемлемое качество человека 21 века — всё меняется, и ты тоже должен меняться, иначе ничего не получится.
— Да, человек стоит на своих ценностях и принципах как на китах. У нас нет чёрного и белого, как в образовании. Мы наблюдаем за тем, что действительно интересно ребёнку, что его цепляет, и подстраиваемся. Если ему не нравится робототехника — да, такое бывает, хоть и не часто, — не страшно, может, у него круто получится делать компьютерные игры. Очень важно учитывать, как дети общаются между собой. Мы обращаем на это внимание во время неформальных выездов, где ребята проводят
время без гаджетов — общаются, сами выбирают, чем заняться. Ловим тренды.
Во время таких поездок у нас получается узнать их истинные интересы. Важно выделять время для этих наблюдений. К сожалению, этого не хватает в школах, но такова система: сложно что-либо сделать.
В нашем коллективе принято действовать мягко. Моя команда — это не только прекрасные педагоги, но и интересные, умные и добрые люди, которые понимают, насколько важным делом мы занимаемся. Я им всем очень благодарна за вклад в этот проект.
— Родители участвуют в жизни «Академии Гениев»?
— Конечно, мы тут не одни, с нами родители. Нет такой истории: «Вот вам ребёнок, верните его в 18 лет с правильными ценностями и с большой зарплатой».
На защиту проектов обязательно зовём родителей: ребёнку важно, чтобы им гордились. Понимание есть у всех сторон процесса — к нам ходят поколениями: с младшими детьми, бабушками и дедушками.
В общем, всё, что касается гибкого, но сбалансированного подхода в общении с детьми, — это наша ключевая компетенция.
— В этом году страна отмечает 75 лет Победы в Великой Отечественной войне, как вы к этому относитесь? Не настало ли время появления у страны других идей?
— Мои сотрудники ответили так же, когда я задала им этот вопрос. Они примерно ваши ровесники. Тогда я поняла, что существует огромная пропасть в головах нескольких поколений. Безусловно, вы имеете право думать, как считаете нужным, но мне кажется, что мы просто неправильно рассказываем эту историю детям. Нужно обязательно передать следующему поколению базовые ценности нашего народа — любовь к родителям, детям, Родине, героизм, мужество. В марте, на каникулах (с 23 по 27 марта), у нас начинается весенняя смена, она будет называться «Герои Великой Победы»6+, и мы будем на понятном детям языке рассказывать об истории страны, о людях, совершивших огромный подвиг. Планируем создать модели военной техники, которая помогла России одержать победу, запрограммировать их и устроить небольшую реконструкцию или сделать тематическую компьютерную игру. В реализации этого проекта нам будет помогать потрясающая, прогрессивная библиотека имени Чехова.
— В своих интервью вы говорили, что в первые месяцы вам было довольно тяжело презентовать «Академию Гениев» в школах. Возможно, часто предубеждение складывается из-за того, что дети загружены не меньше, чем их родители.
— К сожалению, сейчас загружены все — и дети, и родители. Не каждый родитель в этой гонке за жизнь остановится и подумает, что для ребёнка важно. Вроде всё и так в порядке — в школе полно предметов, а ещё музыкальная школа и какое-нибудь айкидо. Часто родители так и говорят: «Мой ребёнок очень хочет к вам, но я не представляю, как вставить «Академию Гениев» в наше расписание». Хочу сказать, что выбирать занятия для ребёнка нужно, учитывая его желания. По-хорошему, время должно быть на всё: и на футбол, и на программирование, и в потолок потупить. Когда ребёнок просто хочет развиваться, нельзя говорить ему «нет», надо уметь его слушать.
Ещё одна, пожалуй, важная вещь — нужно давать детям возможность решать реальные проблемы и не придумывать проекты, которые ничего не значат, а на деле — сплошная профанация и симуляция. Ребёнок один раз поучаствует в создании какой-нибудь «программы действий по реконструкции коммуникации» — это я просто пять слов рядом поставила для примера, — ничего не поймёт, но запомнит, что можно заниматься ерундой и получать за это бонусы. Мы проводим для школьников хакатоны, во время которых ставим реальные задачи из реального мира. Вот, например, у областной библиотеки есть проблема оцифровки системы выдачи книг на руки. Давайте её решим — разработаем приложение или другую систему. Или, например, как оператору вывоза мусора узнать, что контейнер во дворе переполнен и за ним пора отправлять машину? Дети могут разработать программу, дающую сигнал «пора вывозить». Когда решаем реальные проблемы из жизни, тогда ребёнок чувствует себя полезным, ему интересно, он развивается.
«Академия Гениев»
Лучший социальный проект России в сфере дополнительного образования, 2019
«Лучшее малое предприятие
в сфере услуг», премия «Янтарный Меркурий», 2019
Призёр в номинации «Душа компании» премии «Доброволец России-2019»
Екатерина Вострилова
Фотографии Светланы Андрюхиной
Стиль, постановка съёмки: Ангелина Анишина
Макияж, укладка: Кристина Черненко, Inglot