– Если в семье наладить сотрудничество просто, то со школой это намного сложнее.
– Учителя вполне могут являться переносчиками византийской модели в будущую семью школьника, если работают методом спускания директив. Подумайте: детей постоянно окружают люди, которые говорят им, что делать. Именно поэтому они уходят на свои сайты и порталы, они ищут свободы. А это результат огромной системы познания и мышления, связанный с образованием, дискуссией.
Татьяна Назаренко написала замечательный диптих «Пугачев», на котором изображены несколько героев. Один из этих героев сидит в клетке, а второй, гордый, молодой, красивый, идет счастливый – он того, что в клетке, победил. Один из них Пугачев, а другой – Суворов. У Пугачева была орда, которая захватила всю Россию, они играли на самых низменных струнках мужиков, а страна была мужицкая. Суворов, участвующий в подав-
лении восстания, безусловный герой. Таким образом, на картине изображены два героя, у каждого из которых свои заслуги. Так вот, евгеника такта между людьми – это идея добрых, мягких, красивых альтернатив, но они невозможны без познания.
– Знаю, что вы критикуете многие нормы современного российского образования, например, отсутствие погружения в мировой контекст во время занятий, то есть принцип «отдельных уроков».
– В таких случаях я всегда спрашиваю: «Как вы считаете, нужно ли изучать Данию в школе?» Отвечаю: «Нет, не нужно». Но Данию нужно изучать, потому что там жил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. Тогда можно полюбить эту страну, потому что она вызовет интерес, а не потому что надо знать. Ребенок начнет открывать артефакты культуры, искусства, литературы и полюбит страну, в которой Герда спасала Кая. Человек не может жить в сознании, когда информация оторвана друг от друга, я не говорю сейчас о точных науках – математике и физике, хотя и там есть нюансы, но у ребенка должно формироваться ассоциативное мышление.
– То есть мы говорим о междисциплинарном подходе?
– Да. Еще одно важное качество школы – влюбить в предмет общения, а не в абстрактные географические карты. Например, если сказать, что в Дании ни один человек не живет от моря дальше, чем на 16 километров, то сразу захочется посмотреть карту. Представьте себе такую смешную ситуацию: когда на уроке истории рассказывают про Великую французскую революцию, а на уроке географии про Африку, то становится совершенно ясно, что французская революция произошла в Африке, потому что картина мира иначе не складывается. Нужно понимать, что все, что произошло в прошлом и длилось хотя бы минуту, привело к тому, как мы сейчас живем. А то, что мы делаем сейчас, будет влиять на будущее – не существует оторванного мгновения. Время текуче, как вода, так же и человеческое мышление перетекает из прошлого в будущее и составляет панорамную картину мира.