Никаких указаний сверху
Михаил Казиник о воспитании детей и влиянии искусства на формирование мышления
– Многие родители сталкиваются с проблемой: в какой-то момент дети просто перестают хотеть чего-либо, и особенно того, чего от них хотят родители. Как увлечь ребенка учебой или искусством?
– На самом деле этот вопрос требует намного больше внимания, чем мы можем ему уделить в рамках интервью, к тому же все дети индивидуальны. Но, пожалуй, главная ошибка в общении с детьми подросткового возраста заключается в том, что мы, будучи в прошлом непоследовательными хулиганами, прогуливавшими уроки, с рождением ребенка начинаем думать, что окончили все педагогические академии мира, и теперь уж точно знаем, что нужно делать и какую информацию доносить до детей. Помните у Маяковского: «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха, что такое хорошо, что такое плохо». И папа совершенно четко рассказал: вот это хорошо, а это плохо. При этом тысячу лет назад Сократ на песке чертил схемы и в левую часть вписывал, что такое хорошо, а в правую – что такое плохо, общаясь с будущим сенатором. Потом заставил его переписать все в обратную сторону: «хорошо» пошло в столбик «плохо», и наоборот. А наш папа с полной уверенностью рассказывает ребенку, что вот это хорошо, а это плохо, и как правильно себя вести в любой конкретной ситуации. Ребенок за вами не пойдет и правильно, кстати, сделает. Он будет искать альтернативы, особенно если видит, как родители нарушают собственные установленные ими правила. Одна большая ссора между родителями при ребенке – и вся ваша воспитательная система рухнет. Ребенок прекрасно видит, что происходит вокруг, как себя ведут родители, которые не так идеальны, как требуют от него, и ощущение «двойной морали» не позволяет ему слушаться вас.
Ребенок должен стать вашим другом, он изначально умен, интересен, ярок, у него
много всевозможных удивительных мыслей, и общаться с ним надо соответствующим образом, не как в школе. Его везде учат – и в школе, и дома.
– Как быть с вечной проблемой «отцов и детей» – когда пропасть между старыми и новыми ценностями мешает понять друг друга?
– Если родители воспитаны на поп-культуре, то тут могут быть противоречия, к тому же в поп-культуре нет вечных истин. Допустим, мама без ума от Аллы Пугачевой, а дочь не может жить без Lady Gaga и обе крутят пальцем у виска, глядя на увлечения друг друга. Хорошо, если мама попытается объяснить дочке, почему слушает Аллу Пугачеву. Да потому что в маминой молодости, когда многие женщины стояли в очередях, пытаясь достать продукты, Алла Борисовна вышла и спела: что хочу, то и делаю, кого хочу, того и люблю. Она была символом свободы, и для многих женщин ее песни – воспоминание юности, а дети об этом просто не знают. Вот это и надо объяснить дочке. Раньше не было лучше, просто мы были моложе и здоровее, – отсюда идеализация прошлого.
Или вот, например, дочь пришла с новой странной прической, и мать устраивает ей обструкцию. А надо бы не спорить, а предложить посмотреть модные журналы и объяснить, что можно найти что-то невероятное, что подчеркнет ее красоту. Никаких указаний сверху! Вообще такая форма общения характерна для византийских обществ, которые многие столетия подчинялись воле вышестоящего, допустим, царя. И это согласитесь, давняя традиция нашей страны, мол, никакой другой точки зрения, кроме царской, быть не может. В демократическом обществе самая главная фраза: «Давай вместе подумаем. У меня есть опыт, у тебя – интуиция, этим нужно воспользоваться».
Ребенок прекрасно видит, что происходит вокруг, как себя ведут родители, которые не так идеальны, как требуют от него, и ощущение «двойной морали» не позволяет ему слушаться вас
– Если в семье наладить сотрудничество просто, то со школой это намного сложнее.
– Учителя вполне могут являться переносчиками византийской модели в будущую семью школьника, если работают методом спускания директив. Подумайте: детей постоянно окружают люди, которые говорят им, что делать. Именно поэтому они уходят на свои сайты и порталы, они ищут свободы. А это результат огромной системы познания и мышления, связанный с образованием, дискуссией.
Татьяна Назаренко написала замечательный диптих «Пугачев», на котором изображены несколько героев. Один из этих героев сидит в клетке, а второй, гордый, молодой, красивый, идет счастливый – он того, что в клетке, победил. Один из них Пугачев, а другой – Суворов. У Пугачева была орда, которая захватила всю Россию, они играли на самых низменных струнках мужиков, а страна была мужицкая. Суворов, участвующий в подав-
лении восстания, безусловный герой. Таким образом, на картине изображены два героя, у каждого из которых свои заслуги. Так вот, евгеника такта между людьми – это идея добрых, мягких, красивых альтернатив, но они невозможны без познания.
– Знаю, что вы критикуете многие нормы современного российского образования, например, отсутствие погружения в мировой контекст во время занятий, то есть принцип «отдельных уроков».
– В таких случаях я всегда спрашиваю: «Как вы считаете, нужно ли изучать Данию в школе?» Отвечаю: «Нет, не нужно». Но Данию нужно изучать, потому что там жил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. Тогда можно полюбить эту страну, потому что она вызовет интерес, а не потому что надо знать. Ребенок начнет открывать артефакты культуры, искусства, литературы и полюбит страну, в которой Герда спасала Кая. Человек не может жить в сознании, когда информация оторвана друг от друга, я не говорю сейчас о точных науках – математике и физике, хотя и там есть нюансы, но у ребенка должно формироваться ассоциативное мышление.
– То есть мы говорим о междисциплинарном подходе?
– Да. Еще одно важное качество школы – влюбить в предмет общения, а не в абстрактные географические карты. Например, если сказать, что в Дании ни один человек не живет от моря дальше, чем на 16 километров, то сразу захочется посмотреть карту. Представьте себе такую смешную ситуацию: когда на уроке истории рассказывают про Великую французскую революцию, а на уроке географии про Африку, то становится совершенно ясно, что французская революция произошла в Африке, потому что картина мира иначе не складывается. Нужно понимать, что все, что произошло в прошлом и длилось хотя бы минуту, привело к тому, как мы сейчас живем. А то, что мы делаем сейчас, будет влиять на будущее – не существует оторванного мгновения. Время текуче, как вода, так же и человеческое мышление перетекает из прошлого в будущее и составляет панорамную картину мира.
– В своем знаменитом обращении к Совету Федерации* вы говорили о том, что один дополнительный процент бюджета культуры прибавляет 25 процентов к образованию или здравоохранению. Работает ли это уравнение относительно воспитания детей?
– Безусловно. Эйнштейн играл на скрипке, и это сказалось на формировании его мышления. Все великие ученые глубоко вживались в искусство, потому что оно формирует гармонию и пластику мышления. Как видите, гармония – понятие не только музыкальное, оно общечеловеческое.
– Вы часто говорите о том, что классическая музыка воспитывает, а другая – нет?
– Смотря какая музыка. Например, та, что построена на типичных биоритмах, воспитывает на обезьяньем прошлом. Первобытные люди танцевали под такие ритмы и держались очень тесно друг друга – вокруг злые хищники, они могут утащить любого. Отсюда стадный инстинкт и желание одинаково двигаться. И это рождает определенную иронию по поводу того, что раньше люди платили огромные деньги, чтобы быть непохожими на других, а сейчас человек платит огромные деньги, чтобы одеться в штаны, которые носят все. Высокая культура воспитывает индивидуальное восприятие. Когда пару веков назад человек сидел, окруженный элегантными подсвечниками, и слушал Франца Гайдна, он прекрасно понимал, что вытянул козырную карту, – он дворянин, его окружают люди его положения. Но потом все в мире изменилось.
– Вы известны своими рассказами о гениях. Скажите, они хорошо учились в школе?
– Как правило, плохо по многим предметам. Гений и бездарность одинаково не пользуются правилами. Многие выдающиеся личности уже в школе не признавали правил.

Михаил Казиник выступит в Калининграде 5 марта с программой «Тайные знаки культуры» 6+ и 6 марта с программой для детей «Чудесные приключения музыки» 6+ в Доме искусств. Билеты на kassir.ru

*14 июня Михаил Казиник выступил на заседании Совета Федерации в рамках формата «Время эксперта». Его рассказ был посвящен месту культуры в воспитании детей и талантливой молодежи.
Екатерина Вострилова
Фотографии из архива Михаила Казиника