Костюмчик Валентины Матвиенко
Елена Полейко, сменив статус с директора ФПП на «временно домохозяйка», рассуждает о роли женщины в бизнесе и стереотипах, ее окружающих
Для многих женщин вопрос «Семья или карьера?» никогда не стоял: никто просто не знал, что нужно выбирать. Все работали, делали бизнес, выходили замуж, воспитывали детей – все с колес. Помню, когда я вышла на работу с восьмимесячным ребенком на руках, все сочувствовали, мол, как же я справляюсь. На самом деле, на работе все было понятно и просто, в отличие от другой стороны жизни.

Однажды коллега-мужчина на вопрос о том, какие женщины ему нравятся, ответил –отбросив шаблоны, вроде брюнетки, блондинки, худые или в теле, – гармоничные. Действительно, важно сохранить в себе энергообмен, который получаешь от самореализации, и неважно где: у плиты на собственной кухне или в офисе компании. Но без перегибов получается не у всех. Каждый человек рождается с определенной энергетикой, а несколько поколений женщин в России учились жить без мужчин и делать все самостоятельно. Отпечаток остался – война, неспокойная власть, русский алкоголизм. И вот она – красавица, ростом 176 сантиметров, с ногами от коренного зуба и безупречной фигурой строит дороги в статусе генерального директора компании. Потом встречает мужчину, который явно не планирует семью, а может, вообще не способен на ее создание, но зато в состоянии внушить, что она не совсем женщина, в классическом понимании. И тут на помощь приходят новомодные псевдокурсы женственности (нет же у нас культуры посещения психотерапевта), где таким же растерянным красавицам рассказывают, как они растрачивают женскую энергию, которая обязательно убежит и не вернется. Чтобы этого не случилось, надо срочно прекратить строить дороги, начать носить длинную юбку и обязательно покрывать голову. И успешная во всех смыслах женщина отчаянно лезет в чужую шкуру: ей бы полком командовать, а она щи ему варит – ломает себя, а он уже новую директрису присматривает. Мужчины все же любят гармонию.

Бывает, что женщина гармонична дома и берет на себя весь нелегкий и неоплачиваемый труд по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей. И здесь желающие заработать псевдовещатели рассказывают, что ты не домохозяйка, а руководитель предприятия «Мой муж – мой проект». То есть он был яблоком, а из него ананас сделали? Мужчине ведь все равно, кто ему погладит рубашку, важен результат. Главное, чтобы во время неизбежного кризиса среднего возраста у вашего «проекта» не появился новый руководитель.
Да, мы живем в обществе с неумолимыми и неизменными стереотипами, где бизнес и политика – мужской мир. В российском бизнесе женщину встретишь в индустрии красоты и детских проектах, а если вдруг она политик или управленец, то обязательно должна быть «своим парнем», то есть конем в юбке. Я сама использовала этот прием. В моем гардеробе есть два «костюма Валентины Матвиенко», в которых я выходила к консервативной или возрастной аудитории, чтобы достучаться до нее минут за десять. Полюбить эти костюмы невозможно: угловатый пиджак без талии, мешковатая юбка до середины икры, еще какой-нибудь важный значок на груди. Но ведь девушку в розовом платье, вещающую про государственные программы и кредитование, никто не воспримет всерьез, а так: костюмчик надела, голос на два тона понизила, и вуаля – ты стереотипная сильная женщина.

Но все меняется, и уже к IT-аудитории можно прийти в желтом пиджаке, кроссовках и занять авторитетную позицию. Они даже потом напишут в твоем фейсбуке, как были приятно удивлены. К тому же нельзя закрыть глаза на то, что женщины-управленцы –давно мировой тренд. Среди топов мировых корпораций 40 процентов женщин, некоторые советы директоров намеренно принимают такое решение. И этому есть объяснение. Мы живем в эпоху перепроизводства, мы больше не покупатели, а «выбиратели». Нам уже не продают продукт, нам продают эмоции. Скорость копирования бизнеса достигла невероятных скоростей, и в этом мире женская интуиция, креативность и эмоциональность – конкурентное преимущество.
Еще пять лет назад я считала, что работать с мужчинами легче, но последние два года в моей команде преобладают женщины. Мне по-прежнему легче с мужчинами, но в проектах, где требуется скорость, выносливость, креативность и точность, женщины незаменимы! И сейчас я всегда задаю вопрос собственникам традиционного бизнеса: в составлении вашей стратегии принимает участие женщина – около 40 лет, красивая и на шпильках, с опытом работы в корпоративной культуре не менее пяти лет (главбух не считается)? Нет? Ну не страшно, кто-то же должен работать с низкомаржинальными сегментами рынка!
Нельзя закрыть глаза на то, что женщины-управленцы –давно мировой тренд. Среди топов мировых корпораций 40 процентов женщин, некоторые советы директоров намеренно принимают такое решение
Елена Полейко
Фотографии Александра Любина и из архива редакции
Made on
Tilda