ценности
Vivino:
руководство сноба
Илья Заболотнов рассказывает о явлении, вызывающем острейшую боль пониже спины у всех виноделов, виноторговцев, винных критиков и вообще участников винного рынка – о приложении Vivino
Если по какой-то причине (например, вы живете в Иране, где вино запрещено) вы не слышали о Vivino, то это – приложение, которое сканирует и распознает этикетку и сообщает вам отзывы других людей о вине. Vivino запустилось практически одновременно с конкурирующим Delectable, на мой взгляд, спроектированным куда лучше: оно позволяло выставлять оценки вину по 10‑балльной шкале с шагом 0,1. Таким образом, технически вы могли ставить оценки по общепринятой у критиков 100‑балльной шкале – и многие продвинутые пользователи так и делали. Увы, коммерческий успех продукта часто определяется его маркетингом, а не потребительскими качествами – и Delectable безнадежно проиграл Vivino в гонке за смартфоны клиентов.
Сначала Vivino довольно плохо распознавало фотографии и постоянно путало разные вина одной линейки, а разнице годов урожая на начальном этапе внимание не уделялось вовсе. Сейчас год урожая появился – но использование, увы, факультативно.
Мало кто в отрасли пытается оспорить факт, что эмоциональное и интеллектуальное удовольствие от вина требует определенной подготовки, впрочем, вполне доступной. Хайни Захариассен, когда основывал Vivino, был энтузиастом технологий машинного зрения – но по отношению к вину занял позицию агрессивного невежды (как вообще многие айтишники по отношению к гуманитарному знанию). В интервью он неоднократно говорил, что их конкуренты слишком глубоко копали, а он не мог выучить ничего из винных терминов, чтобы хоть как-то выбрать бутылку в винном отделе супермаркета. Не хочу помнить, чем пино нуар отличается от каберне-совиньона; хочу, чтобы было вкусненько, – фактически это официальная позиция руководства IT-компании. Которая обесценивает все, ради чего живут и работают тысячи виноделов по всему миру.
Не желаю знать, чем Гендель отличается от Моцарта, хочу веселую музыку. Зачем мне разбираться в отличиях импрессионизма от академизма, хочу, чтоб красиво. Не буду читать классическую литературу, хочу на фильм по вселенной Marvel. Весь сложный и прекрасный мир нашей культуры превращается в один большой «Макдональдс».
На новогодних праздниках я побывал в Вене, где успел посетить выставки Брейгеля-старшего, Клода Моне и Эгона Шиле. Представьте, что вы стоите на площади, подходите к случайным прохожим, показываете им картины этих трех великих художников и просите оценить от одного до пяти по критерию «понравилось или нет». И что вы услышите? «Триумф смерти» Брейгеля – хорошая картина, яркая и деталей много, но какие-то странные непонятные образы. Оценка зрителей – 3,9. «Ветей в тумане» Моне – издалека красиво, но вблизи видно, что художник халтурил и ленился, – 3,1. А «Сидящий обнаженный мужчина» Эгона Шиле получил 2,1. Как вообще можно вешать такое в музее, сюда же с детьми приходят?!
Очевидно, что оценки будут совершенно полярными, с огромным разбросом мнений, но никакая картина гениального Эгона Шиле не получит в среднем выше трех звездочек. Увы, Vivino работает именно так.
Если не злоупотреблять аналогиями с искусством, то основная проблема «звездочек» в том, что приложение не дает пользователям никаких указаний, как именно оценивать вино. Нужно ли учитывать цену при оценке? 80 баллов по Паркеру – это 2 звезды или это 3 звезды? Какая сложность, выразительность и динамика должна быть у вина, чтобы получить 4 звезды? Вам не дают никаких подсказок. Из-за отсутствия реперных точек каждый оценивает исходя из собственных представлений, и это приводит к анекдотическим ситуациям.
Не хочу помнить, чем пино нуар отличается от каберне-совиньона; хочу, чтобы было вкусненько, – фактически это официальная позиция руководства IT-компании. Которая обесценивает все, ради чего живут и работают тысячи виноделов по всему миру
Например, есть одно популярное красное полусладкое вино из Абхазии, название которого в профессиональной среде стало синонимом продукта для крайне невзыскательного покупателя и превратилось в мем. И есть одно кьянти классико – тонкое и сложное, с выраженной солоновато-стальной минеральностью, динамикой в бокале и потенциалом для развития в погребе. В Vivino у них одинаковые оценки – по 3,7 звездочки.
С точки зрения математики, оценки Vivino – отличная иллюстрация к центральной предельной теореме математической статистики. По ней стандартная ошибка среднего равна среднему квадратичному отклонению («сигме») измеряемого признака, деленному на корень из выборки. А «сигма» в Vivino огромна. Если у вас 50 оценок, а «сигма» – 1, то стандартная ошибка среднего у вас будет примерно 0,15. Разница в 3,5 и 3,7 обычно критически важна для покупателя, но никакого реального смысла не имеет.
Так что же, выносим приговор: удалить и никогда больше не устанавливать? Отнюдь. Некоторых моих коллег это шокирует, но я тоже пользуюсь этим приложением, хоть его и ненавижу. Но делаю это весьма определенным образом.
Достаточно часто мне нужно узнать что-то о редких позициях, которые не импортируются в США и поэтому не описаны в профессиональных дегустационных базах WineSpectator, WineAdvocate или Vinous. Тогда действительно стоит поискать их в Vivino. Если повезет, среди отзывов вроде «покупали к ужину, очень понравилось, милый выпил, урчал» можно найти компетентную дегустационную заметку, написанную профессиональным языком. Иногда даже будет указан рейтинг по паркеровской стобалльной шкале – например, «86 points». Так бывает, и гораздо чаще, чем можно предположить. Это, конечно, не значит, что описание полностью адекватно – но, по крайней мере, от человека, который в теме. В отличие от Хайни Захариассена.
Илья Заболотнов
Фотография из архива редакции