На территории сексизма
Елена Полейко стала заместителем генерального директора футбольного клуба «Балтика». Она считает, что стадион может стать местом семейного досуга, потому что в мужском мире обязательно найдется место женщине
Еще футбол – отличный тимбилдинг для коллектива, никакой коуч не сделает с вашим коллективом то, что сделают два тайма по 45 минут, а гол на третьей добавленной минуте сплотит вашу команду навсегда
Футболом я заинтересовалась недавно. Первый раз пришла на тестовый матч «Балтика» – «Авангард», где наша команда забила первый гол на новом стадионе, – это была любовь с первого взгляда. Я оказалась очень эмоциональным болельщиком! Сейчас, когда играет «Балтика», мне кажется, что я не дышу, – так нервничаю, не могу есть в день матча. У меня было несколько предложений по работе, некоторые в стабильном бизнесе, но я подумала, что еще успею. И выбрала футбол! Конечно, это челлендж для меня. Мне нравятся сложные задачи, я антикризисный менеджер. Футбол – это бизнес (ну или точно должен им быть), и в нем, как в любом бизнесе, преобладают мужчины. Да нет, лукавлю – футбол это, конечно, мужская территория и стопроцентный сексизм, но здесь нужно выстроить систему и структуру, которая будет монетизировать «продукт» и приносить прибыль владельцам. Как правило, в топ-менеджмент в футболе приходят из других сфер бизнеса, например из консалтинга. В российском футболе очень мало женщин в управлении, а самая известная из них – Марина Грановская, возглавляющая английский футбольный клуб «Челси», принадлежащий Роману Абрамовичу.
Когда я начинала, думала, что в соцсетях обязательно увижу: «Елена Полейко пришла в футбол, что она в нем понимает?» Но такого я не увидела. Увидела «Добро пожаловать на борт, мадам!» или «Так вот она какая, новая эмблема «Балтики»!» В фейсбуке предпринимательское сообщество очень восторженно отреагировало. А все, кто пишет, что я ничего не понимаю в футболе, пусть не падают в обморок, есть генеральный директор Тажутдин Качукаев, который присматривает за всеми, и за мной тоже. За ним все решения по спортивным вопросам, трансферам игроков, взаимодействие с тренерами, с Футбольной национальной лигой и Российским футбольным союзом.

В чем мой главный вызов? Взять новую высоту и сделать так, чтобы ребята из клуба «Балтика» стали героями города. Мне же удалось охватить более 15 тысяч человек мероприятиями Фонда поддержки предпринимателей, хотя в начале пути казалось, что миссия невыполнима. Теперь хочу собрать 35 тысяч человек (максимальная вместимость стадиона) на футбол. Уже много что сделано: семейный сектор с огромным лабиринтом для детей в крытой, теплой части стадиона, переформатированы питание и сервис, реклама матчей, изменили контент в социальных сетях. Открыли магазин фирменной атрибутики в аэропорту, готовим к открытию его digital*-версию. Усиливаем программу действий по продвижению. Есть и экзотическая идея сделать трибуну знакомств – не слышала, чтобы это кто-то реализовал. Изучаю опыт зарубежных и российских клубов: в небольшом Дортмунде стадион вместимостью 80 000 заполняется на 99 процентов, но там есть пиво!
В Англии была команда, которая целый год управлялась болельщиками, они голосовали на сайте, кто выйдет на поле и кто будет стоять на воротах, тренер давал только рекомендации болельщикам – интересный опыт.
Нужно время, нужна поддержка болельщиков, а они у нас самые лучшие в мире. «Балтика» входит в пятерку российских клубов по посещаемости. Нужно верить, болеть и играть, как и жить нужно с полной отдачей, до конца!

Болельщики «Балтики» – 95 процентов мужская, брутальная аудитория, ходят на матчи, любят свою команду. Они приходят на стадион, чтобы получить удовольствие от игры, азарт. А еще, по секрету, – проораться, выплеснуть эмоции. На футболе это можно сделать. Стадион – место, где мужик может в открытую орать, плакать, обниматься с другим мужиком, и никто не посмеет сказать, что что-то не так. К тому же футбол – это пропаганда здорового образа жизни, и это не просто заезженное слово «ЗОЖ»: футбол ассоциируется со здоровьем, сексуальностью и финансовым успехом. И так должно быть! Поэтому мамы приводят детей в спортивные школы, а мальчишки смотрят с восхищением на своих кумиров в отличной физической форме – в этом залог здоровья нации. Футбол тот вид спорта, который не требует первоначальных инвестиций, и если ты талантлив и настырен, то у тебя есть шанс, вне зависимости от социального уровня и финансового состояния родителей. За это весь мир любит футбол, поэтому он самый популярный вид спорта на планете.
Я считаю, что надо работать и с женской и детской аудиторией. Известно, что именно женщины тратят деньги и руководят семейным бюджетом, нужно, чтобы они полюбили футбол. Поэтому теперь превращаю стадион в место семейного досуга. А еще футбол – отличный тимбилдинг для коллектива, никакой коуч не сделает с вашим коллективом то, что сделают два тайма по 45 минут, а гол на третьей добавленной минуте сплотит вашу команду навсегда. Конечно, вы скажете: дайте нам хороший футбол, – и все будет. Нужно время, как и нужно время на устранение финансовых проблем «Балтики», а они накопились за много лет.

Несмотря на то, что я оказалась на совершенно новой для себя территории, крепко держусь за свои принципы управления и убеждения. Стараюсь максимально поддерживать ту команду клуба, которая есть, не раздувать штат. Я всегда готова научить тому, что знаю, и есть люди, которые знают то, чего не знаю я. Это взаимный процесс. Но есть фразы-убеждения, которые не приемлю, и мы с коллегами договорились, что четыре фразы исчезают из нашего лексикона: «Я это никогда не делал и не буду», «У меня этого нет в должностных инструкциях», «Так было всегда» и «Так исторически сложилось».
Фотография Александра Любина