что делать от нечего делать
Зритель приносит
свою «линзу». Но ее нужно выбросить
Участники выставки литовского искусства «Коллекция столетия» рассуждают о том, что делать, чтобы начать разбираться в современном искусстве
Скульптор Аста Василяускайте:
– Сложности с пониманием современного искусства начинаются на этапе определения этого термина. Художники и искусствоведы сами задаются вопросом, какое искусство можно считать современным: импрессионистов девятнадцатого века или мастеров начала двадцатого. Борис Пастернак писал: «Не спи, не спи, художник/Не предавайся сну/Ты вечности заложник/У времени в плену». Мне кажется, современное искусство – это не отдельное художественное течение, а время, о котором говорит Пастернак, чьи события художник неминуемо отражает в своих работах.
Время меняет искусство и его инструменты, показывает, что действительно можно считать таковым. Все знают Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля, но никто не помнит тысячи других художников, которые в то время писали мадонн. Большое, действительно, видится издалека, и современному искусству еще предстоит пройти испытание временем. Я советую помнить об этом, приходя на выставку, избегать предвзятости. Не стоит пытаться найти правильный ответ на вопрос, что хотел сказать художник, – каждый воспринимает картину через призму личного опыта, и потому находит в изображении то, что близко ему. Современное искусство также можно сравнить с музыкой: когда мы приходим слушать оперу, дирижерская палочка является ключом, открывающим ее содержание. Когда мы приходим на выставку современного искусства, ключ к его пониманию – наши собственные чувства и переживания.
Живописец Йонас Даниляускас:
– Каждое новое поколение художников привносит что-то свое. И мои учителя, и я сам говорили, что не будем работать так, как работали до нас. Современное искусство также подвержено изменениям: в одних работах много света и ярких красок, в других можно увидеть влияние парижской школы, в третьих – декоративные элементы, свойственные дизайну. Время меняется, художники используют не только классические материалы, но и новые, мультимедийные – из-за этого гораздо сложнее сказать, что такое современное искусство. Большинство работ на выставках сопровождают аннотации, но не думаю, что они помогут неподготовленному зрителю. У современного искусства много крайностей – поверхностный взгляд, пренебрежение техникой, убеждение – что художник сделал, то и есть искусство. И совершенно другая философия, которую нельзя оценивать как «красиво» и «некрасиво». Современное искусство интригует, провоцирует и нередко раздражает. Чтобы разбираться в нем, нужно уметь видеть его корни, ту самую школу. Это как в кулинарии: в авторской кухне можно найти отсылки к грузинской или итальянской. Главное – регулярно тренироваться.
Время меняется, художники используют не только классические материалы, но и новые, мультимедийные – из-за этого гораздо сложнее сказать, что такое современное искусство
Живописец Донара Манукян:
– Мне близки взгляды Юнга, который был убежден, что мы руководствуемся коллективным сознанием и потому многие вещи воспринимаем одинаково. При этом современное искусство оставляет много свободы для того, чтобы каждый зритель мог увидеть в работе что-то свое. Зрителю не обязательно понимать идею, которой в современном искусстве отведена главная роль, так же, как понимает ее автор. Чтобы преодолеть барьер недоверия к современному искусству, нужно расширять кругозор, интересоваться работами художников, их жизнью и убеждениями, не приходить на выставку с завышенными ожиданиями и не торопиться поставить работам оценку – первое впечатление может быть отталкивающим. Я убеждена, что художник всегда хочет сказать больше, чем показывает на картине. Будьте терпеливее, посмотрите экспозицию несколько раз. Позвольте художнику вас удивить.
Профессор художественной академии Литвы, мастер гобелена Дангиоле Бронге:
– Я работаю с текстилем, создаю «живопись нитками». Чтобы лучше понимать ее, зрителю нужно иметь абстрактное мышление и читать подписи. Авторы часто представляют свои произведения на открытиях выставок и проводят экскурсии по музеям, где в остальное время работают гиды-искусствоведы, способные ответить на вопросы и помочь разобраться в современном искусстве. Некоторые художники, в том числе и я, используют фольклорные образы – они интуитивно понятны, знакомы зрителю и помогают ему сблизиться с работами.
Знать автора, обстоятельства его личной жизни не обязательно: художник лишь приглашает зрителя к диалогу.
Искусствовед, художник Аустея Микуцките-Матейкиене:
– Современное искусство полно ссылок на исторический контекст и, на мой взгляд, больше, чем любое другое, говорит на социальные темы. Чтобы увидеть эту взаимосвязь, зритель должен хорошо разбираться в истории. При этом знать автора, обстоятельства его личной жизни не обязательно: художник лишь приглашает зрителя к диалогу. Современное искусство изменило наши представления о красоте – появилась «эстетика уродства», противоположная общепринятому канону. Оценивать ее категориями «нравится» и «не нравится» можно, если это помогает зрителю объяснить свои впечатления от увиденного.
Живописец Видмантас Велявис:
– Я принадлежу к поколению художников, которое формировалось под влиянием модерна. На моих глазах его сменил постмодернизм, а затем новые тренды – молодые художники используют приемы совершенно других течений, а мы уже устарели (улыбается). Сегодня в искусстве можно увидеть влияние утилитарного и неореалистического стилей, в нем доминирует ассоциативное понимание темы, с которой работает художник. В живописи стало больше прямого цвета, конструктивных решений. Все это вызывает у зрителей недоверие и даже страх: их видение отличается от взгляда художника, спорит с ним. Приходя на выставку, зритель приносит «линзу», через которую смотрит на работы. Но чтобы увидеть картину такой, какой ее задумал художник, эта «линза» не годится. Если вы хотите понимать современное искусство, нужно оставить ее за порогом выставочного зала и запастись терпением. Бывает, в кинотеатре мы ловим себя на мысли, что фильм нам не нравится, и только досмотрев до конца, понимаем, что кино оказалось гениальным, мы не зря дали ему шанс и не ушли. Так же и с выставками современного искусства. Попробуйте дать им второй, а иногда и третий шанс.
Благодарим за помощь в проведении съемки Калининградский музей изобразительных искусств

Софья Сараева
Фотографии Егора Сачко