Скульптор Аста Василяускайте:
– Сложности с пониманием современного искусства начинаются на этапе определения этого термина. Художники и искусствоведы сами задаются вопросом, какое искусство можно считать современным: импрессионистов девятнадцатого века или мастеров начала двадцатого. Борис Пастернак писал: «Не спи, не спи, художник/Не предавайся сну/Ты вечности заложник/У времени в плену». Мне кажется, современное искусство – это не отдельное художественное течение, а время, о котором говорит Пастернак, чьи события художник неминуемо отражает в своих работах.
Время меняет искусство и его инструменты, показывает, что действительно можно считать таковым. Все знают Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля, но никто не помнит тысячи других художников, которые в то время писали мадонн. Большое, действительно, видится издалека, и современному искусству еще предстоит пройти испытание временем. Я советую помнить об этом, приходя на выставку, избегать предвзятости. Не стоит пытаться найти правильный ответ на вопрос, что хотел сказать художник, – каждый воспринимает картину через призму личного опыта, и потому находит в изображении то, что близко ему. Современное искусство также можно сравнить с музыкой: когда мы приходим слушать оперу, дирижерская палочка является ключом, открывающим ее содержание. Когда мы приходим на выставку современного искусства, ключ к его пониманию – наши собственные чувства и переживания.