Новости в тонусе
Наталья Ильина заняла должность директора ГТРК «Калининград»16+ летом 2018 года. Ей досталось непростое наследство, и она приняла гениальное решение, изменившее многое, если не все: заменила в слове «германизация» две буквы. Получилась «гАрмОнизация», – чем не принцип руководителя
– В июне прошлого года было объявлено, что у калининградской ГТРК новый директор, и это вы. Притом ваша прежняя должность была выше рангом. Как происходило назначение?
– До прихода на должность директора ГТРК «Калининград» я действительно работала заместителем руководителя регионального департамента ВГТРК16+. Работа интересная, объемная, включающая в себя взаимодействие с региональными филиалами ВГТРК, а их 85 в стране, в каждом субъекте Российской Федерации.
– В чем заключалась ваша работа, в кураторстве?
– Это не кураторство, скорее, администрирование – мониторинг контента, формирование сетки регионального вещания и объемов производства на каналах холдинга, координация выборных кампаний любого уровня, от муниципального до президентского. Имею благодарности от президента РФ Владимира Путина, главы ЦИК Эллы Памфиловой. Президентская выборная кампания была непростой задачей в плане координации и консолидации работы головного предприятия и всех региональных филиалов.
– Слишком разный масштаб деятельности – вы занимались всей страной и вдруг оказались в Калининграде. Можно назвать это ссылкой?
– В таком случае любую командировку можно назвать ссылкой. Нет, это не ссылка, просто руководитель холдинга ВГТРК Олег Добродеев, как мудрый руководитель, считает важным и необходимым человеку, занимающемуся административной деятельностью, получить опыт в регионе.
– Последовательность не важна?
– Важны суть и смысл. Больше скажу, руководить филиалом сложнее, чем региональной сетью из Москвы, потому что это ответственность – за любой винтик в здании, за каждого человека, который приходит на работу, за контент, за техническое и финансовое состояние компании. Это то, что я почувствовала здесь, – большую ответственность. И, безусловно, свойственный мне синдром отличницы – сделать все сразу и хорошо, – сильно подстегивает. Как человек поймет, что он эффективен? По результату своей работы. Этот результат должен нравиться ему самому, но он должен удовлетворять и коллектив, с которым руководитель работает. Первое, с чего я начала, собрала всех – что, кстати, стало для сотрудников неожиданностью. Они были озадачены, задавали друг другу вопросы, гадали, что случилось, зачем потребовалось общее собрание. Я сказала, что мы одна команда, что нужно вырабатывать такие способы общения и коммуникации, чтобы чувствовать плечо друг друга. Нельзя в таком живом организме, как телевидение, сидеть по кабинетам и не коммуницировать друг с другом. У нас должно быть общее понимание нашей деятельности и общий результат… Любая система – это управленческая пирамида, где связи строятся как горизонтально, так и вертикально. Мы сразу пересмотрели штатное расписание. У каждого подразделения появился руководитель, которому в первую очередь можно предъявлять претензии, выражать недовольство или высказывать предложения, далее – по вертикали. Таким образом, мы выстроили модель, которая работает.
Руководить филиалом сложнее, чем региональной сетью из Москвы, потому что это ответственность – за любой винтик в здании, за каждого человека, который приходит на работу, за контент, за техническое и финансовое состояние компании
– Велика роль того, кто на вершине?
– Конечно. Вы заметили, что в последнее время градус негативного отношения к ГТРК, напряжения и ожидания провокационных сигналов заметно снизился? Почему. Сработал курс на гармонизацию. Мы – государственная телерадиокомпания, статусная структура, которая может действовать исключительно в рамках этого достойного статуса. За семь месяцев мы создали новые проекты, которые освещают жизнь региона по важным сегментам – образование, здоровье, спорт, культура, туризм, право. Прежде богатейший в Калининградской области культурный пласт вообще не освещался.
– Культурный пласт был заклеймен как вражеское прошлое.
– К сожалению. Историческое наследие Калининградской области всегда будет эту тему подогревать. Другое дело, как к ней относиться. На государственном телевидении – аккуратно и осторожно, потому что шаг влево, шаг вправо – вступаешь на очень тонкую грань, где нельзя просто хайпануть. Если посмотреть сегодня программу «Вести.Культура»16+, можно убедиться, что в Калининградской области мощная культурная составляющая, нам есть чем гордиться. Скоро появятся и новые проекты на историческую тему в рамках регионального вещания на канале «Россия 24»16+. Например, телевизионная игра на кубок губернатора, в ней примут участие школьники из муниципалитетов области. Мне кажется это важным.
– За счет новых программ увеличилось время вещания?
– Нет, объемы вещания не увеличились, как не увеличилось финансирование, не изменилась штатная численность. Мы все сделали собственными силами, желанием, интересом сотрудников. Пересмотрев штатное расписание, провели ротацию кадров, чтобы добиться от каждого максимальной эффективности. Вместо одного появились два шеф-редактора новостей – молодые люди, которые в тренде, они чувствуют, как должна выглядеть новостная верстка…
– Где вы их взяли?
– Они были здесь! Работали корреспондентами в информационной службе. Теперь между ними появилась живая конкуренция. Один шеф-редактор ведет неделю, его меняет другой, и мы сразу видим новую верстку и свежий взгляд на события. Внутреннее соперничество создает полезную творческую энергию, ведь новости должны быть в тонусе – это видно, и за это я благодарна ребятам.
– То есть вы не привезли с собой команду, которая перелопатила тут все?
– Нет-нет-нет. Ни один человек со мной не приехал. Ни-о-дин. Привезти людей и поменять команду возможно, но лучше решить поставленную задачу и изменить состояние компании не за счет человеческого ресурса, а за счет технического переоснащения, технологических процессов. Вот пример – планирование. В хаосе жить невозможно. Мы создали программу электронного планирования, в ней каждый видит, где какая съемка, кто на выезде – от водителя до корреспондента, какой павильон на какое время занят. Оказалось, работать по плану гораздо эффективнее и удобнее, и сотрудники это признали. В этом году нам предстоит полная модернизация, мы готовимся к ней, это будет непросто: придется перевести весь процесс производства в другое помещение, не снижая объемов, качества контента. Неудобства продлятся несколько месяцев, увеличится рабочая нагрузка, но надо отметить, что коллектив с пониманием относится к предстоящим сложностям.
Историческое наследие Калининградской области всегда будет эту тему подогревать. Другое дело, как к ней относиться. На государственном телевидении – аккуратно и осторожно
– Что подразумевает модернизация?
– Абсолютно новая аппаратная, новый камерный парк, нужный как воздух.
– Есть ли у вас необходимость «добывать на пропитание»? Или вам достаточно бюджетного финансирования?
– Этот вопрос достаточно часто обсуждается, мол, получаете громадные государственные деньги и плохо их отрабатываете. На самом деле, два канала в рамках регионального вещания – «Россия 1»16+ и «Радио Россия»16+ – наделены производственным заданием и соответственно финансируются головным предприятием. Объемы регионального вещания на каналах «Маяк ФМ»16+, «Вести ФМ»16+ и «Россия 24» – это история проектная и самоокупаемая. Мы сами придумываем проекты, производим их за счет собственного потенциала, авторского и финансового.
– Вы ведете коммерческую деятельность?
– Да, в соответствии с уставом филиала ВГТРК мы можем заниматься коммерческой деятельностью, обеспечивая финансовую стабильность компании. Размещаем рекламу на телеканале «Россия 24» и на радио. На телеканале «Россия 1» действуем по существующему договору головного предприятия с Национальным Рекламным Альянсом.
– Я посмотрела ваш профиль в фейсбуке, ничего там не обнаружила…
– Что значит – ничего?
– Семейных фотографий, отчетов о путешествиях, посещений ресторанов или светских мероприятий.
– Это намеренно. Когда я приехала в Калининград, свою страницу в фейсбуке почистила так, что муха не пролетит. Действительно, ничего личного и лишнего. Там есть эссе, которые я пишу иногда. Это моя личная история, никаких политических взглядов и никакого провокационного хайпа вы там не найдете.
– Является ли аккаунт журналиста продолжением или, точнее сказать, отражением его работы? Пока за посты в соцсетях не начали увольнять стюардесс авиакомпаний, эти понятия разделялись. Сейчас, если ты работаешь в корпорации, то даже твоя личная страница является профилем работодателя. Вы так же считаете?
– Я так же считаю. И говорю своим сотрудникам: уважаемые коллеги, вы работаете в государственной телерадиокомпании, все свои личные взгляды вы можете обсудить на кухне. Пространство в фейсбуке остается личным, пока я рассуждаю на тему того, что сейчас модно, что я ем, как я себя чувствую. Но ни в коей мере не должно обсуждаться недовольство чем-то, связанное с работой, в силу принадлежности корпорации. Есть корпоративный дух и корпоративные принципы, их следует соблюдать или работать в другом месте. Кроме того, я не журналист, я управленец. Считаю, и глубоко в этом убеждена, что управленец не должен быть журналистом, директор не должен вести программы в эфире своей телекомпании. В то же время журналист, и в моем понимании, и в современном медийном тренде, все больше становится универсальным солдатом, а часто таковым и является. Он умеет работать, что называется, «в поле», сам смонтировать свой сюжет, вести эфир, написать текст, быть автором собственной программы.
– Вернемся к фейсбуку. На вашей странице, однако, я встретила знакомую фамилию. Это Василий Нелюбин, с которым мы учились в Уральском университете. И тут я подумала, что у нас с вами могут быть одни профессиональные корни. Расскажите о себе.
– Василий Нелюбин был директором красноярской ГТРК16+, а я работала в региональном департаменте, поэтому знаю всех директоров региональных компаний, некоторые из них – мои друзья, как и Василий Нелюбин. Я родилась в Германии, мой папа военный, мама – по классической форме существования семьи в семидесятые годы – учитель. Теперь заслуженный учитель России. Волею судеб после Германии семья переехала в Саратов, папа до пенсии там работал, там мы и остались. Я с медалью окончила школу, поступила в университет, на механико-математический факультет, сдав один экзамен, – тогда была такая привилегия у обладателей медалей. Закончила мехмат, родной, любимый. Потом работала в правительстве Саратовской области, в аппарате губернатора руководила пресс-службой, потом поехала работать в Москву, на ВГТРК. Одновременно с работой в холдинге училась в РГГУ на факультете рекламы, получала второе образование. И вот так уже 16 лет работаю в структуре ВГТРК, – не меняла много мест работы.
– Что все-таки происходит в тот момент, когда масштаб видения всей страны сужается до локального предприятия?
– Концентрация. Внедрение технологий, которые наработаны в масштабах большой телерадиокомпании. Весь опыт и знания фиксируются в одной точке. Каждая история ведь абсолютно локальна, и каждая история зависит от директора. Как только в филиале меняется директор, кардинально меняется ситуация, отношение людей, эфир, контент. Все зависит от одного человека, который приезжает руководить филиалом. Я наблюдала это, пока работала в региональном департаменте ВГТРК. При том, что общие рекомендации, принципы руководства остаются, в каждом регионе все происходит, исходя из локальной ситуации. В городах-миллионниках, том же Красноярске или Екатеринбурге, финансово самостоятельные филиалы работают в условиях мощной конкуренции. А есть регионы, живущие исключительно на смете из-за отсутствия рынка.
– Как выглядит Калининград на этой картинке?
– Обособленно. Коллектив вообще не был вовлечен в семью ВГТРК. Никто, например, не знал о существовании двенадцати ежегодных тематических региональных фестивалей и не принимал в них участия. Как не знал о возможностях взаимодействия в рамках региональной сети, когда можно оперативно получить сюжет или материал из любой точки страны для своего эфира. Не использовать этот инструмент – просто преступление. Теперь мы эти мостики налаживаем.
– Телесмотрение сокращается, как и тиражи газет?
– Смотрят в основном новости. В любых кабинетах и коридорах власти работает «Россия 24», это новостной фон, который в режиме нон-стоп передает информацию. Телевидение, как и все классические медиа, ищет новые форматы, в том числе и мы.
В этом году перед нами стоят две амбициозные задачи – мы будем создавать канал интернет-вещания. Успешный опыт у коллег уже есть, мы хотим подтянуть к своим программам контент всего Северо-Западного федерального округа. Создать некий комплексный продукт, позволяющий видеть, что происходит, например, в Архангельске или Санкт-Петербурге. Плюс на базе филиала создать хорошо оснащенный пресс-центр.
– Вы следите за популярными видеоблогерами? Они вступают в конкуренцию с традиционным телевидением?
– Я с интересом смотрю, но не стала бы говорить о конкуренции, это две разные плоскости. Количество просмотров у Юрия Дудя зашкаливает, то, как он ведет интервью, широкий спектр приглашенных персонажей говорит о востребованности и некой свободе существования этой формы общения. Это подкупает.
– Можно ли ему что-то противопоставить?
– Не в рамках государственной телерадиокомпании. Потому что есть нюансы, определенные границы, которые подразумевают другой стиль общения. Но как любой тренд, видеоблогерство не будет вечным, появятся новые авторы и новые формы, мы будем свидетелями тому, как это происходит, развивается и чем закончится. Медиа это переживут. Медиа – это такая глыба, которую не смоет. Глыбу может подточить волна, обтесать, а влогеры – камушки, которых прибило волной, волна ушла, и камушки схлынули вместе с ней.
Екатерина Вострилова
Фотографии Александра Любина